Христианство: видение мира и человека

Священник Александр Кузьмин, к.ф.н., преподаватель, сектовед, настоятель Борисоглебского храма города Саратова

Доклад от 25.06.2019 на собрании тюремного духовенства Саратовской митрополии «Рекомендации священнослужителям, ведущим богослужебную и социальную деятельность в исправительных учреждениях»

В своём докладе я хотел бы рассказать о преимуществах религиозной жизни языком светского человека, чтобы те положительные стороны такой жизни, которые ясны для верующего, были так же ясны и всем остальным.

Религиозное восприятие даёт четкую картину мира: Бог сотворил мир, всю Вселенную и категории, которыми мы мыслим этот мир – понятия времени, пространства, математические понятия, логику, все наши эмоции и чувства тоже своим источником имеют Творца Бога. Так мыслит верующий человек.

Человек был создан Богом как венец творения, но посредством свободы своей воли, без которой немыслима добровольная любовь к Богу, человек допускает грех и в его человеческую природу глубоко проникает патология: он все меньше становится способным понимать истинное предназначение своей жизни. Целью своего существования человек видит уже не свое единство с Творцом, а бросается на сотворенные вещи и понятия и делает их богами – наслаждение, стяжательство, власть, потакание страстям и жизнь по своей воле еще больше вносят в его природу грех – эту болезнь, патологию, которую можно уподобить раковой опухоли мозга, когда величина присутствующей опухоли давит на мозг и вносит тем самым помехи в мышление. От царствующего в нас греха мы страдаем, нам больно, мы дезориентированы в пространстве, и хорошее начинаем воспринимать как плохое, а плохое как хорошее. Настройки на правильную, в Боге, жизнь – все сбились и человек запутался.

Бог после того, как сотворил мир, не остается безучастным к Своему творению, ко ВСЕМУ Своему творению. И Он, желая помочь человеку, посылает пророков, Божиих избранников, которые помогают, где угрозами, где вразумлением, а где и чудесами, помогают людям настроиться на правильное восприятие реальности, помогают вспомнить свое истинное предназначение. Бог даже непосредственным образом пытается воздействовать на сотворенный Им мир и мы знаем все эти попытки из истории Ветхого Завета. Но Бог видит, что все эти попытки в большинстве своем тщетны и тогда Он сходит в этот мир и становится одним из нас, берет на Себя нашу природу и искупляет весь человеческий род Своей Жертвенной Смертью на Кресте с той единственной целью, чтобы мы смогли через веру в эту Жертву принять на себя способность быть со своим Творцом, то есть исполнить свое истинное предназначение.

Посредством взятия на Себя природы человека – всей кроме греха – Бог усыновляет нас Себе и мы теперь имеем возможность взывать в своих молитвах «Отче наш…», то есть называть своим Отцом Самого Бога.

Посредством Святого Духа Божьего, Которым Бог действует в этом мире, человек приобретает теперь способность видеть перспективу жизни, и более того, приобретает способность достичь святости.

Святые Христианства, и не Римо-Католического раскола или протестантизма, а только именно того нетронутого никакими новшествами правильно славимого Бога, то есть, православного христианства, только православные святые показывают нам эту возможность усыновления Богу. Святые Николай Чудотворец, Великомученик Георгий Победоносец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и многие, многие другие явили миру ту степень святости, которую невозможно достичь без воплотившегося Бога – Иисуса Христа и действенной веры в Него.

Но во всем этом есть одна проблема: укорененность в нас греха настолько сильна, что даже Таинства Церкви, через Которые человек входит в этот Богочеловеческий организм, Церковь – через Таинства Крещения и Миропомазания – человек не может устоять в святости (после Крещения человек свят), и самым страшным грехом современного, уже крещенного человека является его жизнь, лишенная интереса к Богу, к Его замыслу относительно человека, относительно его цели существования.

Сейчас человечество создало такое количество игрушек, играя в которые, человек напрочь забывает про Бога и про свою духовную природу. Сатана так устраивает наше время, что даже 20-30 лет назад темпы увлеченности этими игрушками были иные, но они были всегда, однако сейчас эти масштабы приобрели совсем неигрушечный характер. Люди постоянно заняты чем-то, но не Богом, не восприятием себя и своего духовного состояния. Человек становится все больше слеп, а мы знаем, что сон разума порождает чудовищ, и последствия этой увлеченности человека самим собой могут быть просто ужасными.

Давайте посмотрим на историю издалека – отказ человека Средневековья от веры в Бога породил интерес к науке не с той стороны: что мешает верующему человеку строить космические аппараты? Ничего! Более того, мы знаем, что большинство гениев науки были верующими. Бунт против Бога был где-то на периферии науки. Это можно сравнить с той ситуацией, с которой сталкивается священник в больнице – те, кто против присутствия священника в реанимации, обычно не отличаются выдающимися способностями к врачеванию, а чем старше и опытнее реаниматолог, тем благосклоннее от относится к батюшкам. Если встретить умудренного опытом пожилого хирурга, то его глаза, манера воспринимать жизнь, людей и их страдания мало чем отличаются от умудренного опытом пожилого священника. Они видят одну реальность. А бунт против Бога – дело недалекого ума.

Так вот, этот бунт посредственностей против Бога был крикливым, как криклив всякий бунт, и он породил чудовищ – давайте вспомним степень жестокости, поистине диавольской жестокости Первой и Второй мировых войн и последующих времен. Пытки, страдания детей, массовость убийств концлагерей фашистской Германии и советской России поистине наводят на мысль, что как будто был открыт «ящик Пандоры» и люди перестали иметь защиту от зла. И это на самом деле так, потому Бог уходит из жизни тех людей, которым Он не нужен. Но человек создан таким образом, что без Бога он начинает деградировать и эта деградация имеет своим пределом не уподобление животным и скотам, с которыми часто сравнивают опустившихся людей, а с бесами. Именно беснование начинается, если человека не интересует Бог.

Те времена, в которые мы сейчас живем, наглядно доказывают методами формальной логики существование Божие – если бы Бога не было, то человек забыл бы про Него и все. Так нет же, начинается вражда на саму идею Бога. Сейчас наши сограждане живут в таких условиях, что все большему остракизму подвергается Церковь. Я оптимист, и мне кажется, что скоро народ повалит в храмы, потому что та пустота, которая формируется в душе человека вследствие отсутствия интереса к Богу, причиняет человеку страдание. Потому что это противоестественное для него состояние. Мы созданы быть с Богом, и будем всегда тосковать по своему Творцу.

Часто эта тоска приводит к ошибкам: люди создают новые религии, секты, тренинги, создают государства, право, психологию, которые призваны удержать человека в рамках, но эти области человеческого знания, даже искусство, не справляются с этим. Посмотрите, что сейчас происходит с юриспруденцией, политикой, медициной, психологией, образованием, искусством… Они не справляются с деградацией человека, потому что справится с этой деградацией может только Один Бог.

Во все времена в России (до государственного переворота безбожников в 1917 году) работники тюрем знали действенность веры во Христа, они породили уникальный опыт исправления человека посредством веры. Но здесь есть одна проблема: пока человек САМ не захочет исправиться, ему этот опыт будет закрыт. Поэтому предлагаю все усилия направить именно на заинтересованность человека верой, без которой мы просто не справимся с теми задачами, которые на нас возложил Господь и общество, в котором мы живем и которое призваны укреплять и ограждать от всякого рода рисков, будь то экстремизм, сектантство, суицид и прочие искажения цели жизни человека. А сделать это может, справиться с задачей возвращения человека к Богу, может только верующий человек. Таков непреложный закон духовной жизни – начинать нужно с себя.

Тюремному священству нужно прилагать усилия для окормления не только верующих заключенных, но и выстраивать плотную миссионерскую работу с сотрудниками ФСИН. Сотрудникам же по мере возможности необходимо в полной мере пользоваться дарованиями приписанных к их учреждениям священников.

Несмотря на десятилетия сотрудничества Церкви и ФСИН, мы сейчас стоим на пороге возникновения традиции духовного окормления священством пенитенциарной системы и от нас многое зависит, если не все… Те проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, все те вопросы, касающиеся и компетентности некоторых представителей тюремного священства, все это – необходимые притирки, болезни не роста даже, а муки рождения этого служения – потому что не было прежде такой массовости, а массовость всегда предполагает и больший процент ошибок.

Вот это содружество сотрудников госоргана и священства невозможно строить на дистанции, это содружество возможно только при условии, что и священники будут повышать свой профессионализм работы в этой системе, и сотрудники будут становится верующими.

У нас у всех одна цель – и это не просто какая-то профессиональная деятельность или служение обществу – давайте брать выше, чтобы быть сильнее – наша общая цель это спасение души. Недостойный священник или коррумпированный сотрудник госоргана – это проблемы одного порядка, это проблема живущего в человеке греха, преодоление которого возможно только через веру.