Про нашу неуступчивость

С неуступчивостью мы сталкиваемся каждый день и всё чаще. Мы можем видеть её и за собой, но оправдываем ее мгновенно: «мало времени», «я опаздываю», «мне срочно» и так далее. Как наглядная агитация неуступчивости — наши дороги, на которых из-за той же неуступчивости — нарушения ПДД, мат и злоба, травмы и гибель людей…

В нашем проекте «Православный ответ» на вопрос «Что такое для вас неуступчивость?» ответило порядка полсотни человек, многие развернуто объяснили свою позицию, и большинство из респондентов остановились на том, что это вопрос человеческих отношений. Это вполне справедливо — уступчивость и её отсутствие — категории, вполне приемлемые только к сфере человеческих отношений. Ведь нельзя говорить про неуступчивость относительно погоды, болезни, роста цен…

Но давайте поразмыслим о неуступчивости с других позиций. Поговорим об этом с точки зрения отношений человека и Бога.

Внутренний мир человека формируется, как учат святые отцы, посредством начатков мысли — так называемых помыслов. Всякая добродетель или грех начинаются с малого — с этого зачатка мысли, хотения, желания. Помыслы формируют атмосферу чувствования человеком окружающего мира и самого себя. Управлять ими можно, мы поговорим об этом в другой раз. Но вот можно ли говорить о формировании уступчивости на этом мысленном уровне?

Стоит плотный поток машин. Пробка в конце дня, когда все торопятся побыстрее попасть домой. Или ситуация ещё нервознее — утром, когда все торопятся к своим неуступчивым начальникам. Вы едете в крайнем левом ряду и перед вами, как всегда это случается, останавливается водитель, чтобы повернуть налево. Вы вынуждены стоять за ним. Неуступчивые водители едут от вас справа, не желая пропустить вас для объезда стоячего. А он не может уехать в свой левый поворот, потому что неуступчивые водители едут по встречной полосе слева. Такое может продолжаться достаточно долго. Слава светофорам и тем, кто их придумал! Ведь там, где их нет, часто все заканчивается хамством, бибиканием, гневными окриками в окна…

И таких примеров можно привести целое множество. Кто пойдет гулять с ребенком, кто будет мыть посуду, кто будет делать отчет директору, кто и когда пойдет в отпуск, кто первым будет получать зарплату…

Христианское поведение в таких ситуациях начинается издалека. Оно начинается со способности вовремя лечь спать, прочитав молитвы с анализом ушедшего дня, с утреннего правила и первичного в этот день анализа своего психического состояния, обнаружения своего уровня раздражительности, каких-то индивидуальных факторов, которые могут повлиять на наше духовное здравие — артериальное давление, например, или общее самочувствие, отношение с супругом(ой), навязчивость памятования проблем на работе…

Степень внимания к себе бывает обусловлена многими факторами, и христианин должен выработать в себе привычку настраивать свою эмоциональную сферу таким образом, чтобы не поддаваться негативным влияниям как со стороны окружающей среды, включая негатив близких людей, так и со стороны бесовского мира, когда у каждого христианина, внимательного к себе, формируется, назовем ее так, «проблема на повестке дня». То есть, когда христианин находится в тонусе противостояния СВОЕМУ ГЛАВНОМУ ГРЕХУ.

Давайте разберемся в этом подробнее, чтобы лучше понять природу неуступчивости.

«Главный грех» есть у каждого человека. Как учит нас Добротолюбие, таких грехов, довлеющих над остальными, в нас может быть и больше одного, но обязательно не больше двух, редко — трех. Связано это бывает с тем, что когда человек находит в себе ВСЕ восемь страстей (чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость), но не различает основного, которому он подвластен чаще и сильнее всего, то это говорит о его духовной слепоте, а вовсе не о смиренном его думании. Бывает и духовная мертвенность, когда человек вообще в себе не видит проблем, но сейчас не об этом. И вот когда через анализ себя, многие исповеди и чтения Святых отцов обозначается основная страсть в человеке, он должен начинать воевать прежде всего с ней. Его посты, молитвы, выбор текстов для чтения, тематика разговоров с духовником, общение с христианами на духовные темы — все должно преследовать цель изучить СВОЮ ГЛАВНУЮ ПРОБЛЕМУ и понять, как, покаявшись, ее надо избегать.

В последующих наших публикациях мы обязательно разберем каждую из страстей, чтобы мы могли начать разбираться в самих себе. Но сейчас скажем лишь, что обычно человек свой основной грех ставит либо в самом начале исповеди, либо в конце. Либо главная страсть обозначается несоизмеримым стыдом в попытке произнести этого грех на исповеди и он утаивается.

Зацикливаться на этом не стоит, но нужно помнить, что важно знать, через какую страсть мы чаще всего побеждаемся диаволом и все свои усилия полагать на избавление или хотя бы ослабление этой страсти.

Так вот, неуступчивость появляется как следствие забвения этого постоянного процесса христианского самоанализа. Неаккуратность в отношениях с другими людьми, нехранение себя от поспешных действий порождают многие конфликтные ситуации. Упёртость в достижении каких-то целей, наглость и хамство — это уже катастрофа для христианина, а не просто «неизбежное следствие суеты дня». Поэтому стоит задуматься тем, кто легко побеждается этими состояниями. Неуступчивость порождает множество проблем в отношениях с людьми, вокруг человека формируется некая атмосфера неприятия, жёсткости, но беда не в этом, хотя приятного в этом мало и таких людей сейчас все больше.

Самое страшное в неуступчивости — духовная смерть, в состоянии которой находится не привыкший уступать человек. Когда кто не видит своих грехов, не видит себя, не видит нужду окружающих, не уступает им ни в чем, пусть даже и в такой мелочи, как на дороге.

Наши дороги вообще многое в себе таят. Люди по многу раз на дню хамят другу другу, разъезжаются и может быть даже никогда больше и не встретятся, но вред душе, наносимый в таких ситуациях, огромен.

Ежедневные столкновения с неуступчивостью корёжат душу человека. Психозы, депрессии, суициды, семейные разводы, обманы и ложь часто являются следствием неуступчивости. Неуступчивость порождает равнодушие в людях. Это очень тонкий процесс, главная проблема которого — концентрация на потребностях самого себя, на крайнем эгоизме. Это порождает атмосферу отсутствия доброты в нашем обществе. На Востоке, в Европе и Америке отношения между случайными прохожими держатся на вежливости, пусть показной, но это хоть какие-то правила. Наше же общество, исковерканное материализмом, с разрушенными вековыми устоями даёт нам такую массу напряжений, пройдя через которые человек становится реально больным. Большинство болезней, которые косят наши жизни не хуже, чем модные сейчас в обсуждениях ковиды — все эти диабеты, онкологии, гипертонии, инсульты и инфаркты — ведь это все от нервов! А как формируется болезнь? Вот из этих каждодневных стрессиков и стрессищ, которыми бывает наполнена наша жизни из-за все той же неуступчивости, главным источником которой является отсутствие духовной жизни.

Священник Александр Кузьмин