Читая Добротолюбие: Введение

Предлагаю вниманию любителей чтения для духовной пользы широко известную в нашей Православной Церкви книгу «Добротолюбие», переложенную на современный язык XXI столетия, с примерами из нашей же жизни для более полного понимания учения Святых отцов древности о духовном спасении.

Но необходимо сразу сделать оговорку, что предлагаемое переложение ни в коем случае не призвано и не может заменить оригинального перевода «Добротолюбия», сделанного святителем Феофаном Затворником в XIX веке. Предлагаемые вашему вниманию тексты носят скорее ознакомительный и миссионерский характер – то есть предназначены для тех, кто впервые знакомится с законами духовной жизни.

Считаю важным еще раз отметить, что сам стиль святителя Феофана, порождаемая его святостью атмосфера перевода и другие дарования не могут быть заменены ничем. Его текст – это сокровище Церкви, которое нужно иметь в своем распоряжении каждому христианину, независимо от того, монах он или мирянин. И если мы оригинальный текст «Добротолюбия» святителя Феофана Затворника не понимаем, если он тяжел для нас – это признак того, что мы живем в иной реальности, весьма далекой от Церкви, от ее языка и стиля изложения текстов Святых отцов. То, что предлагается вашему вниманию, скорее предназначено для знакомства с Добротолюбием. Приглашаем поразмышлять, поискать пути применения даваемых отцами советов, обратить внимание на богатый опыт нашей Церкви применительно к современным реалиям. Тексты эти предлагаются в качестве ежедневного, по возможности, напоминания о необходимости духовного мировоззрения, для приобретения иной логики восприятия жизни, вводящей нас в разряд учеников Христовых, старающихся жить по Евангелию.

Онлайн проект «Читая Добротолюбие» предназначен для распространения в сети Интернет через социальные сети и мессенджеры ресурсов портала «Православный ответ» (ortodoxotvet.ru).

* * *

С самого начала определимся с тем, что означает само понятие «добротолюбие», потому что слово это не только древнее, но и вполне церковное, содержащее в себе множество смыслов для того, кто хоть немного пытался идти по пути исполнения святых Христовых заповедей и уже нуждался в каком-то наставлении и руководстве. Дословно, «добротолюбие» означает «любовь к прекрасному, возвышенному, доброму», где все эти понятия понимаются применительно к духовным ценностям Евангелия – учения пришедшего в мир Бога, воплотившегося и вочеловечившегося Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Это важно отметить, потому что «возвышенное, прекрасное и доброе» сейчас понимается совсем не так, как раньше. Секуляризация, то есть, уменьшение роли церковного мировоззрения в жизни общества, дает свои печальные плоды, и когда говорят, что что-то «возвышено», «прекрасно» или что-то «добро», то совершенно не имеют в виду приближение к божественному. Раньше было по-другому. Логика современного человечества настолько изменилась, что люди перестают, причем достаточно быстро меняясь, понимать своих предшественников. У людей меняется мозг, потому что та клиповость, которой заполнена наша жизнь, будь то в городе или в деревне, теперь это уже не важно, меняет формы выражения наших мыслей.

Как священник, могу свидетельствовать, что когда начинаешь говорить с нецерковным человеком на языке духовной жизни, не обязательно прямо на церковном языке, а просто с иными ценностями – он тебя не понимает. У него есть уши, но он тебя не слышит. Как-будто нет того мускула, который отвечал бы за духовное усилие. Кто читал Ветхий Завет, тот поймет, что здесь нет ничего нового – «слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» – это слова из книги пророка Исаии, глава 6, стих 9, на которые ссылается Сам Господь в Евангелии от Матфея, глава 13, стих 15: «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».


Введение

Святитель Феофан Затворник, который перевел Добротолюбие с греческого, во введении напоминает нам, что сокровенная в Господе христианская жизнь дана каждому в его меру. Это очень интересная мысль, остужающая горячие головы: у тебя своя мера и ты призван стяжать благодать Святого Духа, стремится по зову своей совести делать больше для спасения своей бессмертной души.

Каждый из нас всё прекрасно о себе знает. В чём он грешит чаще пред Богом, какие страсти его порабощают, за что он будет судим. Читая Добротолюбие, мы расширяем границы этого познания. Больше узнаем себя, вместе с тем познаем и милость Божию к нам. Чем больше вспоминает человек о деле своего духовного спасения и чем чаще обращает внимание на свое духовное здоровье, тем в более полной мере он становится христианином.

Каждого из нас захватывает мир своей суетой и материализмом. К примеру, для меня, как священника, самые легкие дни — в смысле легкости оставаться в христианском мировоззрении, хотеть молиться, хотеть быть с Богом, именно ХОТЕТЬ САМОМУ — это дни, в которые я служу Литургию и когда в этот же день вечером нужно совершать богослужение. Господь тогда держит в логике христианской повседневности. В дисциплине. В распорядке дня христианина, где обязательно присутствует молитва, воздержание, какое-то богомыслие, в свою меру, на сколько способен каждый из нас.

Нам нужно стремиться умножать такие дни — держать себя в логике христианского мировоззрения. И чтение Добротолюбия возвращает нас в эту христианскую реальность. Будем стараться почаще окунаться с головой в логику Святых Отцов, это неминуемо будет менять нас, делать более счастливыми, свободными от своих страстей, комплексов, неврозов и страхов — от всего того, что склоняет, приземляет, делает материалистами. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28), — говорит наш Христос. Процесс этого возвращения к своему Творцу и делает нас, в полном смысле этого слова, людьми.