Читая Добротолюбие: Наставления св. Антония, п.4

Преподобный Антоний Великий напоминает нам в 4-м пункте своих поучений Добротолюбия, что в духовной жизни очень важен настрой на каждодневный труд.

Порой очень трудно, к примеру, каждое утро читать утреннее молитвенное правило, а вечером вечернее. Но даже само слово «правило» означает доску (штукатуры знают этот инструмент с ударением на «и»), с помощью которой выправляют поверхность стены. Правило выправляет нас. Как постоянно бьётся сердце, постоянно продолжается и наша духовная жизнь, которая требует выправления. Если хромает молитвенное правило, то неминуемо хромает и духовная жизнь.

Важно даже КАК мы читаем молитвы. Святые отцы рекомендуют читать молитвы не про себя, не в слух, и уж тем более не слушая аудиозапись (святые древности не знали аудио, но утверждали, к примеру, о чтении Евангелия, что слушающий Его подобен человеку, собирающему упавшие после жнецов колоски, а сам читающий подобен жнецу), а нужно читать молитвы вполголоса, чтобы слышно было только себе, как говорят, «шёпотом» — для удержания внимания в произносимых словах. Важен также и темп чтения.

И регулярность предполагает и цикличность, которую воспроизводит для нас Церковь в богослужебных кругах — суточном, недельном (седмица) и годовом. Жизнь по церковному календарю, любовь к богослужению и житиям святых, которым посвящен тот или иной день, соблюдение молитвенного правила, воскресной Литургии в собрании верующих и соблюдение постных дней (включая еженедельно среду и пятницу) выправляет нас, делает нас христианами. Если этого нет, то тогда трудно назвать такого человека христианином.