Читая Добротолюбие: Наставления св. Антония, п.5

Где-то слышал, что на Западе доходит до того, что если какой-нибудь учёный муж от медицины на какой-нибудь конференции врачей начнёт обсуждение темы смерти, его тут же начинают толерантные коллеги «банить» аплодисментами или стуком карандашей по столам, пока тот не покинет трибуну или пока ему не отключат микрофон.

Не знаю, правда это или нет, но отношение к смерти в современном мире меняется. Уже поменялось. И оно совсем не христианское. Поэтому трудно продолжить мысль Добротолюбия — а она сегодня о так называемой памяти смертной, то есть необходимости помнить «последняя твоя», дабы «вовек не согрешить» — никогда не знаешь, как это воспримут люди, не знающие этого христианского отношения к смерти, не принимающие его, боящиеся этих обсуждений.

Но смысл духовной жизни в ожидании бесконечности, которая возможна только через смерть. И преподобный Антоний в пятом абзаце начала своих поучений указывает на необходимость для духовного здравия как можно более часто воспоминать, что вставая с утра, мы не имеем гарантий, что доживём до конца дня, а ложась — что поднимемся утром.

И что интересно: отторгая тему смерти фразами типа «да, батюшка, мы живём не пойми как, а вы ещё о смерти предлагаете думать», люди так пытаются избежать стрессов, уныния другими путями — через удовольствия и отдых, в основном. Но к чему приводят эти другие пути? Всё к тем же проблемам, которые люди пытаются решить через, скажем, тренинги, на которых предлагают думать о смерти в том числе или вообще закапывают в гробу живого в землю, после чего человек бегает и всем рассказывает, как он «всё понял» и нашел смысл в жизни после такого экстрима…

Человек готов на всё, даже смотреть в глаза смерти, лишь бы не смотреть в глаза своему Творцу…