Читая Добротолюбие: Наставления св. Антония, п.5 (продолжение)

Далее у св.Антония встречаем предостережение для всех, хотящих спастись, о том, чтобы не начать опять «мирска’я му’дрствовати», то есть, мыслить как не христиане.

Сама по себе память о смерти способна человека вывести из той системы мировоззренческих координат, которая уничтожает ХРИСТИАНСКОЕ восприятие окружающей нас действительности и всех тех психических процессов, которые происходят внутри нас. Человек, воспринимающий жизнь как искусство умирания, легче воспринимает проблемы, быстрее прощает обиды, мудрее относится к жизни, нищете и богатству. Когда человек видел смерть, «стоял на пороге смерти», что называется (выжил в аварии, излечился от тяжёлого недуга и т.п.), то начинает понимать жизнь, перестаёт суетиться, у него пропадает торопливость жить, ибо он коснулся Вечности.

Что интересно, память о смерти даёт смысл жизни. Часто встречающаяся психическая проблема у современного человека — потеря смысла жизни — настигает его именно во времена благополучия, когда есть что покушать, во что одеться и когда у него всегда есть возможность развлечься, то есть когда человек живёт в достатке в том обществе потребления, которое предлагает ему материалистическое «бери от жизни всё». Тогда он и теряет смысл всё это получать.

Происходит это от того, что при создании человека в него была заложена другая программа — а именно задача быть в Вечности (чело и век), а не те игрушки, которыми он окружает себя в жизни. Человек растёт, растут и его игрушки…

Но опыт Добротолюбия говорит нам, что мудро брать от жизни всё можно только тогда, когда помнишь о своей близкой кончине.