Читая Добротолюбие: Наставления св. Антония, п.7

Естественное наше состояние — состояние добродетельное, поэтому сладость, которую, как нам кажется, сообщает грех, обманчива. Грех всегда мучает нас. До болезней и поломанных судеб, до неврозов и комплексов, мешающих нам жить. И кажущееся удобство от греха сравнимо с приятными ощущениями гнеющей раны, когда уже нет боли, но незримо созревает гангрена, грозящая потерей всего органа или пораженной ею конечности…

Важно понять, и что такое разумность души, которая бывает утрачена, если человек не стремится к добродетели. Это когда человек просто банально тупеет от живущего в нём греха, которому никто не сопротивляется. Происходит это от того, что человек находится в противоестественном для него состоянии. Это и есть то, что преподобный Антоний называет злом в душе. Поэтому добродетельное состояние души — естественное для нее, в котором она была создана. И поэтому желать добродетели — значит возвращаться к своей изначальной природе.

Вывод: не нужно страшиться добродетели, думая, что она нам совсем не свойственна или что она для нас не достижима. Мы все падшие грешники, но грех не свойственен нашей природе. А добродетель свойственна.

И что ещё важно понять — добродетель мы не достигаем, а сохраняем внутри себя, очищая покаянием своё естественное добродетельное состояние.