Святые отцы Церкви учат, что душа человеческая имеет три начала:
— разумное,
— яростное,
— желательное.
Два последних (яростное и желательное) образуют в нас то, что мы называем душой и она у нас такая же, как и у животных. Разумное же начало уподобляет нас Богу, и именно разумное начало блокируется в моменты вспышек гнева.
То есть, проще говоря, человек в моменты гнева перестает быть разумным существом. В юриспруденции такие состояния называются состоянием аффекта, в Церкви же встречается такое словосочетание как «малое беснование».
Человек в моменты гнева выполняет волю бесов и часто делает это помимо своей собственной воли, будь она в тот момент разумна. Но поскольку она в период гнева бывает помрачена желательным началом души («я хочу справедливости», «хочу, чтобы он понял», «не желаю так жить» и т.п.) и подавлена яростным началом (невыразимое словами состояние повышенного раздражения психики, желание действия, энергия на совершение действия), то разум отходит на второй план (а чаще и на сто второй).
Такие деструктивные метаморфозы происходят в человеке вследствие его поврежденности грехом. Изначально же, по замыслу Господа, желательное и яростное начала нам были даны для совершения добрых дел (без желания что-либо сделать невозможно что-либо сделать, не так ли?). Гнев был дан человеческой природе для сопротивления греху. Праведный гнев — это гнев на грех, а не на ближнего, обстоятельства жизни или даже Самого Бога. Ибо бывает и такое, что человек может гневаться и на своего Создателя — настолько изменил человеческую природу грех.