Обращение настоятеля Борисоглебского храма к своим прихожанам

Дорогие братия и сестры! Христос воскресе!

Обращаюсь к тем, кто пока не несет никаких послушаний на нашем приходе и в нашем храме, хотел бы предложить вашему вниманию свои рассуждения о том, чем должен заниматься христианин на своем приходе, как он должен относится к своему приходу, чтобы оно, это отношение, было по-настоящему христианским.

Многие наши современники из числа прихожан считают, что быть прихожанином – это значит посещать храм в воскресное утро, время от времени исповедоваться и причащаться, когда попросят – принимать участие в жизни прихода — помочь на субботнике, протереть полы после службы, принести ведра с водой уборщицам, отвезти что-то на машине – что батюшка попросит, и не более того. И мы все прекрасно знаем, с какой готовностью каждый из вас принимает участие в чаепитиях со сладостями! Помоги нам, Господи, вернуть эти радостные времена побыстрее!

Все мы прекрасно знаем, что стремится к повышению качества в нашей жизни можно и нужно. Нужно стараться быть как можно более лучшим папой или мамой, сыном или дочерью для своих родителей, как можно более лучшим работником у себя на работе, лучшим студентом, лучшим водителем, лучшим врачом, дизайнером, архитектором, педагогом и так далее. Все мы стараемся быть лучше. В одежде, во владении информацией, в способности обеспечивать себя и свою семью. Но вот странная закономерность – все мы «застреваем» в своем развитии когда что касается приходской жизни и не стремимся быть лучшими прихожанами. Однако, жизнь прихода, многогранность деятельности нашей Церкви обещает постоянное самосовершенствование, постоянный рост. Может быть, именно это отсутствие «потолка» в развитии на приходе и останавливает нас от вообще всякого роста и усилия в этом направлении?..

Взять пример священника. Вы все знаете, что я обычно свои проповеди говорю сам. Но вот, в сегодняшний воскресный день я решил говорить, что называется, с листа. Это я делаю в силу того, что считают нужным как можно более точно донести до вас ту информацию, которую собираюсь сообщить сегодня. Далее я могу начать развиваться – начать, к примеру, выкладывать эти свои, заранее написанные проповеди, в Интернет, и их будут читать наши онлайн-прихожане, которые активно участвуют в жизни нашего прихода, многие даже ни разу не посетив его воочию. Но они стараются для НАШЕГО, а теперь уже, по факту жизни и действия, и для СВОЕГО прихода всеми силами, доступными им – жертвуют на нужды прихода, следят за публикациями, сопереживают нам в наших начинаниях, стройках, разного рода проектах. И им было бы, думаю, интересно читать то, что мы обсуждаем вместе с вами непосредственно после Литургии каждую неделю. Участие ли это в жизни прихода? Да, несомненно. Являются ли они, таким образом, прихожанами нашего храма? Естественно, являются – частью нашей литургической общины. Когда они перечисляют свои средства на наши проекты, когда делятся с другими наши публикациями, молятся о наших болящих, а мы о их, то они – наши прихожане. Даже если они в реальной жизни, что называется, офлайн, ходят в другой храм и там тоже в чем-то приходском участвуют. Но они и наши прихожане тоже. Думаю, можно быть прихожанином нескольких храмов, если хватает сил…

А потом, если продолжать пример развития, можно эти наши рассуждения начать записывать на видео, выкладывать в Интернете из-за стремления как можно более полно отобразить нашу христианскую жизнь среди других людей. Это миссионерское служение, апостольское, как сказали бы применительно к первым векам христианства. Это свидетельство о нашей приходской жизни, в которую можно будет включать и репортажи о всякого рода событиях.

Первое положение о Церкви, о котором говорил еще священномученик первых веков христианства Ириней, епископ Лионский, гласит: «Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати». Потому что люди, если бы не получали ничего взамен от своей активности на приходе, то они бы ничего и не делали. Они много стараются, что-то делают по своим силам и получают благодать Святаго Духа, они получают радость от братского общения, от единения с Церковью, что дает самое главное в наш безумный век материализма и постоянной суеты – надежду и веру.

Посмотрим на историю формирования приходской жизни в Церкви. Как напоминает нам протопресвитер Николай Афанасьев, видный богослов, ученик и соратник протоиерея Сергия Булгакова, протоиерея Василия Зеньковского, архимандрита Киприана (Керна) и других видных богословов нашей Церкви прошлого века, что поместные Церкви еще во времена апостольские поставляли для своих нужд определенные служения, «…местные церкви, которые для самих себя создавали служения, необходимые для их жизни» (Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Духа Святаго. Предисловие автора. С.21). И из них постепенно стали выделяться ставшие основными служения Церкви, а именно – служения епископов и пресвитеров. Но про остальные служения мало кто что знает, только специалисты по церковной истории.

Позвольте напомнить вам послание апостола Павла к Ефесянам, 4 глава, 11 стих: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Мы видим здесь залог взращивания во Христе – оно возможно только через служение Церкви, что осуществимо через еженедельное служение своему приходу. Именно служение Церкви в виде участия в жизни своего прихода может сообщить нам дары благодати Святаго Духа, о которых размышляет и преподобный Серафим Саровский в том ключе, что все мы призваны стяжать эти дары для спасения своей души, что это цель христианской жизни.

Но что такое дар благодати Святого Духа? Когда он дается христианину? Наше вступление в Церковь посредством Крещения возможно только на основе благодатного дара. Однако это является моментом в жизни, который никто не помнит, если его крестили в младенчестве. Его и не нужно помнить, его нужно обновлять своим участием в жизни Церкви – в Ее Таинствах, в Ее жизни. Но жизнь Церкви – это не только Ее Таинства, это еще и Ее деятельность. И все мы живем во времена особых требований к нашей Церкви, ко всем нам, христианам, о жизни которых судят все по плодам, по реальным действиям.

Нам очень трудно. Мы долгое время не можем сделать элементарных вещей для своего храма – разравнять землю, например. Когда люди, желающие нам помочь, узнают, что спецтехнике надо работать не три-четыре часа, как они ожидали, как обычно батюшки просят, а месяц, а может быть и два, что нет забора вокруг храма, нет необходимых помещений, у нас нет возможности собраться и поговорить друг с другом как только в храме, то это создает особые условия для всех нас. Их нужно, эти трудности, преодолевать сообща, с молитвой. Мы помогаем кому-то, у нас теплится социальная помощь нуждающимся, вот на этой неделе удалось помочь осиротевшим трем детям, и возможно это стало только благодаря активности некоторых наших прихожан, оказавшихся рядом с этой семьей, и моей активности в Интернете, где мы за неполную неделю помогли этим несчастным детям, потерявшим своих родителей, и которым теперь грозит детдом. Удалось привлечь средства, внимание госслужащих, других людей, которые способны помочь. Даже появилась надежда на их усыновление. И все это во многом удалось сделать через нашу активность в Интернете. Поэтому я прошу вас всех, кто имеет возможность работать в Интернете – давайте работать для Бога вместе. Помощь нужна. Нужны люди, способные фотографировать, снимать видео, делать публикации, печатать тексты, заметки, осуществлять образовательные проекты, миссионерские, благотворительные.

Не нужно забывать, что показателем нашего усердия к храму Божию является не только наше присутствие на молитве, но и количество людей, которые остаются после богослужения, чтобы убрать храм. И количество людей, поющих и читающих в храме. У нас все это делают прихожане своими усилиями. Вызывают большие вопросы и недоумения у меня и те, кого я вижу в храме, но ни разу не исповедовал их и не причащал. Это какая-то новая форма веры в Бога? Если у вас какая-то проблема и вы не можете приступить к Таинствам Исповеди и Причастия, то подойдите ко мне, вместе попробуем решить проблемы. Но нельзя ходить просто в храм и не причащаться, не участвовать в Таинствах Церкви.

Я призываю вас к инициативе. К самостоятельному решению вопросов. Будьте активнее! Будьте смелее! Предлагайте свои варианты, как мы можем послужить Господу и людям! Тогда у нас появятся плоды духовной жизни, тогда мы будем причастниками благодати Божией, а не просто нечто для самих себя.

Какие у нас есть направления деятельности:

+ Богослужение. Это основная наша деятельность, где можно читать, петь, следить за актуальностью иконы на центральном аналое, помогать родителям следить за маленькими своими детьми во время богослужения, это опрятность стола, где пишут записки, это цветы в храме (не только на праздник, кстати говоря), это чистота в храме (полы, подоконники, окна), раздатка богослужебных текстов, печатание акафистов и других текстов молитв, которые поются всем храмом, фотографирование и видеосъемка богослужений, размещение их на Интернет-ресурсах прихода, обучение пению и чтению, изготовление и распространение листовок, приглашающих в храм на богослужение, составление графика дежурств чтецов и певцов храма, организация молитвы в двадцатках по чтению Псалтири, организация богослужений мирянским чином в храмах, где не хватает священников (есть такое миссионерское служение мирян в нашей епархии) и многое другое.

+ Религиозное образование. Это организация работы воскресной школы для детей и взрослых, различного рода секций (спорт, творчество, развлечение), помощь в проведении огласительных бесед для людей, готовящихся в первому Причастию, Крещению или Венчанию, помощь в организации наших субботних лекториев, организация взаимодействия прихода и священника во школами и вузами города. Организация кружка по изучению Евангелия, т.н. Евангельских встреч.

+ Социальное служение. Это помощь в организации сбора и распределении продуктов и вещей нуждающимся, сбор средств на лекарства для малоимущих, помощь в уборке квартир для тех, кто не может этого делать (пожилые, инвалиды), поиск таких нуждающихся и многое другое в социальной работе.

+ Создание и сохранение семьи. Это помощь в организации молебнов о семейном благополучии и бесед по основам христианского отношения к семье (организация группы, сбор вопросов для обсуждения, направлений тематических встреч на приходе, в школах и вузах города), пропаганда традиционных семейных ценностей, борьба с абортами и защита материнства и детства, организация покаянных молебнов для совершивших аборты и многое другое по теме семьи.

+ Молодежное служение. Организация досуга и религиозного образования молодежи на приходе, в школах и вузах, организация спортивных занятий на территории прихода и спортивных площадках в районе, организация соревнований, эстафет, конкурсов и ярмарок талантов, организация субботников, социальной работы молодежи, волонтерского движения, разработка организационной культуры приходского молодежного движения (логотипа, одежды, форм работы и т.п.).

+ Апологетическая и противосектантская деятельность. Сбор, помощь в анализе и предоставлении информации об опасной деятельности деструктивных сект, колдунов и экстрасенсов и других шарлатанов на территории города, профилактика экстремистских настроений, пропаганда традиционных христианских ценностей

+ Помощь зависимым. Это служение для тех, кто имеет проблемы с зависимостями — алкоголем, курением, матом, гневом, играми и хочет от этого избавиться. Здесь можно послужить помощью в организации встреч групп взаимной поддержки, молебнов, встреч со священником, психологом. Организация пропаганды здорового образа жизни среди населения, антиалкогольная пропаганда.

+ Больничное служение. Помощь в организации ухода за больными, молитвы за болящих, помощь в приобретении средств для лечения — медикаментов, медицинских процедур, организация взаимодействия священника с больницами.

+ Тюремное служение. Помощь в организации поддержки отбывающих наказание — посылок с продуктами, сбор книг, детских рисунков, анонимных писем детей заключенным для психологической поддержки, и т.п.

Я работаю по этим направлениям может и не каждый день, по некоторым и не каждую неделю, но они есть и они никого не интересуют. Это очень плохо. Господь спросит с нас не о молитве, не о постах, а о наших добрых делах. Хотелось бы поменять кардинальным образом представление о христианстве в ваших головах. Христианство — это не эгоизм, а служение другим. Это открытость, а не убегание в резервации. Это служение людям! А когда человек начинает служить людям, то он начинает ценить и молитву, и пост, и другие упражнения духовной жизни, но они не должны являться самоцелью, иначе мы погибнем. У нас очень много возможностей и о них нужно говорить, их нужно научиться использовать.

Храни вас Бог!

Священник Александр Кузьмин