С праздником Святой Троицы! Иконография Троицы Рублева

«Святая Троица» преподобного Андрея Рублева — самое известное и таинственное изображение Бога в истории человечества. Как гласит Летопись, написать икону Андрею Рублеву повелел преподобный Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия». Преподобный же Сергий является создателем уникального воззрения на Троицу, которое, продолжая находиться в рамках строгого догматического учения Церкви, углубляет наше понимание о Боге прежде всего как о Боге, объединяющем, преодолевающем разъединение: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».

Сегодня для нас это весьма актуально — сатана пытается разъединить нас с помощью различных ухищрений, где используются национальность, пол человека, политические воззрения, сумма накопленных денег, множество ложных религий и идеологий. И не будем забывать, что эта икона была создана во времена татаро-монгольского ига — во времена насилия, несправедливости, предательства и всякого зла. Только Богом-Троицей можно преодолеть все это. И премудрый Никон — следующий игумен Свято-Троицкой Лавры — решил увековечить имя своего наставника не через его образ, а через запечатление его учения о Боге в этой иконе. Эта икона — поистине богословие в краске!

Каждый жест Каждого из Ангелов на этой иконе, каждый штрих и оттенок, легкий наклон голов, положение тел, благословляющий жест Ангела посередине в направлении Чаши на столе — каждая деталь предельно четко выверена, продумана в соответствии с учением Церкви о Боге, через Которую Бог открывает Себя человеку.

Эта икона позвляет сделать то, что возможно человеку только после его смерти по факту праведной жизни — предстоять. Предстоять перед Самим Богом. И если человек прочувствует это предстояние, то ему начинает отрываться смысл всего сущего, созданного ради Любви Бога, для гармонии, единения, прославления своего Творца. И это предстояние не может не вселить мир, благодать и радость о Боге и о всем Его творении, о Его замысле о мире и месте человека в этом мире. Свободное место за столом, открыто приглашающее предстоящего, явно говорит об этом замысле.

Невозможно полностью расшифровать эту икону, созданную при посредстве Бога этими тремя великими святыми — Сергием, Никоном и Андреем. Постигать смысл всего, что заключено в ней, можно всю свою жизнь, как мы делаем это в отношении Святого Писания.

До Андрея Рублева Трех Ангелов изображали на фоне гостеприимства Авраама, не более того. Святой Андрей гостеприимными делает Самих Ангелов. Ни среди святых отцов, ни среди иконописцев нет жесткой приверженности ни тому, что три Ангела — это Три Лица Святой Троицы, ни тому, что это Господь в окружении двух Ангелов. Преподобный Андрей убирает весь «быт» из тех икон, что писались до него — Авраама, Сарру, слуг, закалывающих тельца, всякие другие моменты, акцентируя внимания на том, КТО пришел к человеку. Господь приходит к каждому из нас, и наша задача разглядеть Бога так, как это сумел Авраам. Икону Рублева можно прочитать и так и так — и здесь святой преодолевает разделение в мнениях. Намеренно пишутся одинаковыми лики, но цвет облачений разный. Главная мысль у Андрея совсем другая — Бога можно познать ТОЛЬКО через Единство: «Троица во Единице», Один Бог в Трех Ипостасях.

Есть в этой иконе и литургический смысл — когда Сидящие вокруг Чаши своими силуэтами образуют Чашу — символ Евхаристии. Композиционно Ангелы вписаны в круг, что символизирует вечность. Ангелы пребывают в сосредоточенном молчании, и только взоры как бы продолжают начатую прежде их предельно мирную беседу сердечного согласия между собой. Бог сотворил мир, дал нам этот мир и свободу — и теперь многое зависит от человека, от его выбора.

Всех вас, братия и сестры, поздравляю с этим великим праздником — днем Святой Троицы! Пожелаем себе и всем нашим близким в этот день множить свои молитвы, дабы преодолеть разделение, которое вносит в этот мир и в наши души грех и всякие страсти. Терпением будем стяжать дары Святаго Духа, Примиряющего всех и вся. Храни вас Бог!

Священник Александр Кузьмин