Стабильность и постоянство

Давайте сегодня поговорим о стабильности. Стабильность здоровья, зарплаты, отношений в семье, стабильность в стране и мире, стабильность цен и, вообще, нашей жизни… нам всем нравится стабильность.

Но давайте подумаем, что мы сделали для того, чтобы стабильность сохранялась, чтобы Бог нам в этом помогал.

Источником всех благ является Господь, не исключая и стабильность. Как христиане мы знаем это, видим примеры тому именно тогда, когда эта стабильность от нас уходит. Мы молимся о мире всего мира, подразумевая именно стабильность, когда говорим о мире. Во многих наших ектениях, молебных прошениях и текстах молитв присутствует это наше постоянное моление к Богу о стабильности.

Но Господь хочет и нашей стабильности, то, что можно назвать постоянством.

Когда Он в Своих евангельских притчах приводит в пример профессии, уподобляемые христианскому деланию, будь то странник, жнец, сеятель, рыбак, то везде подразумевается стабильность и с нашей стороны. Господь не уподобляет нашу жизнь работе разъездных актеров или морских разбойников, а вспоминает полевые цветы и птиц…

И давайте посмотрим на себя. Есть ли в нас постоянство служения Богу, чтобы Бог приобрел право дать нам стабильность? Ибо именно в нашем постоянстве служения Богу заключен залог нашей стабильности.

Грех, помимо всех определений, которые мы все знаем, обозначает еще и нарушение привычного течения жизни. Для практикующего христианина грех это всегда неприятный сюрприз, неприятная новость о самом себе (особенно если человек утвердился в высоком мнении о себе). Для более чутких грех — это всегда катастрофа, а если уж и не такая и катастрофа, то уж точно нарушение стабильности в духовной жизни. А такой грех как нарушение постоянства в служении Богу сразу и не заметишь. Тут нужно смотреть и анализировать не минуты греха, а недели и месяцы своей жизни, что не всякому под силу…

В этом вопросе мы должны быть внимательными более, чем в чем-либо. Я про молитвенное правило. Оно немыслимо без постоянства. Я про наши послушания, которые мы набрали себе в Церкви Божией и не выполняем их. Или вспоминаем о них время от времени, но не более того. Я про нашу деятельность в любительском хоре, в уборке храма, в богослужебной деятельности, будь то чтение, пение или обязанность следить за детьми в храме, цветами или за иконой на праздничном аналое. Обо всем этом. О нашем присутствии в храме на Литургии в субботний и воскресный день. Об участии на наших храмовых субботниках или на воскресных встречах. Мы набираем себе послушаний, а потом, недель через несколько, исчезаем и нас нет. Хотя на нас рассчитывает священник, наши братия и сестры из прихода, староста храма или завхоз. В конце концов, нас всегда ждет Христос! Лучше уж обозначить один-два дня в месяц, в которые ты будешь достоверно точно появляться и нести свое послушание, чем если ты будешь обещать всем приходить несколько раз в неделю, а потом исчезнешь на многие месяцы.

К Богу нужно относится не с пренебрежением, иначе мы подпадем под проклятие своей собственной лени и непостоянства. И ждать стабильности в жизни ты уже не будешь иметь права, потому что наше время, потраченное на Церковь Божию — это наша жертва. А если внимательно читать Святое Писание, прерогатива жертвы Богу — ее регулярность. Обозначай регулярность сам, но больше не нарушай ее, иначе в твою жизнь придут искушения и всякие невзгоды, которые Господь сможет убрать из твоей жизни только тогда, когда ты вновь станешь твердо в своем постоянстве.

Наши таланты, которые мы приносим пред алтарем Божиим. Вспомним о них. В чем мы вызвались служить Богу и больше не вернулись. А мы ведь призваны, по заповеди Спасителя, преумножать эти наши таланты. У нас же все наоборот. Так служить Богу совершенно нельзя, братия и сестры. Давайте принесем Богу покаяние в нашем небрежении, лени, суете и непостоянстве, чтобы Господь приобрел право дать нам, как любимым Своим детям, стабильность в этой жизни, стабильность во всем.

Давайте посмотрим, в каком непостоянстве мы сейчас находимся. Обуреваемся рассеянностью, суетой, нервозностью, постоянно спешим. Отсюда болезни, разводы, ссоры и депрессии. Спешим грешить словом, делом и помышлением. А ведь это противоестественно для самой нашей природы! Сатана вынимает нас из спокойного течения жизни, чтобы спутать, сбить, увлечь чем-то, лишь бы человек не вспоминал Своего Творца. В бесовском арсенале есть все — фильмы, сериалы, игры, похоть, праздность, слухи, любопытство, мшелоимство (шопоголики, если говорить на языке моргенштернов), сребролюбие, празднословие, зависть и многое другое. В ход идут даже необходимые нам в жизни спорт и умственное развитие, но если зафанатеть и этим, то человек деградирует, зациклившись на себе.

Мы все изнываем от нестабильности. У нас ее практически и нет совсем. Нет стабильности в сердце, нет стабильности в семье, в стране, в мире. Почему так? Потому что мы непостоянны в служении Богу. Если будем следовать своей природе, будем планировать наши жизни в соответствии с волей Божией, тогда и будем стабильны и счастливы. Если не будет постоянства в служении Богу, то мы просто-напросто погибнем.

Спросим себя: придерживаемся ли мы постоянства в служении Богу? Ведь первое предназначение человека — единство со своим Творцом, жизнь вечная… И, напоследок, давайте посмотрим, как красиво рассуждает о постоянстве святитель Николай Сербский.

«Вся природа полна уроков постоянства. Разве молодые прутики стали бы могучим лесом, если бы испугались ветра и снега? И разве реки были бы так полезны, если бы не текли по руслам, проложенным постоянством? Совершают ли самоубийство муравьи, когда по их муравейнику, устроенному на дороге, проедут колеса, или же они снова, с постоянством, строят другой? Разорит ли какой-нибудь бездушный человек гнездо ласточки на своем доме — ласточка, не протестуя, удалится в другой дом и снова будет строить себе гнездо. Что бы ни делали непогода и люди против растений и животных, они снова удивят людей непоколебимым постоянством в исполнении данной им Богом задачи. Пока у срезанной или скошенной травинки есть достаточно сил, чтобы расти снова, она будет расти. И пока у раненого и одинокого животного есть хоть немного сил, чтобы жить, оно будет жить и выполнять свой долг».

Священник Александр Кузьмин