Православный ответ

блог священника Александра Кузьмина

Menu
  • Главная
  • Ответы
  • Статьи
  • Добротолюбие
  • Библиотека
  • Контакты
Menu

Читая Добротолюбие: Наставления св. Антония, п.9

Posted on 2022-01-302022-05-21 by admin

В девятой главе Добротолюбия преподобный Антоний Великий обращает наше внимание на необходимость помятования о существовании злых духов, которые препятствуют делу нашего спасения, искушая нас и пытаясь всячески ввести в грех.

Учение Церкви о бесах является той линией, за которой нас, христиан, перестают слушать психологи и психиатры, а если и слушают, то уже как пациентов, а не как людей, предлагающих альтернативное их убеждениям мировоззрение. Думаю, здесь очень много «насолили» не только бесы, но и сами люди, пытаясь жить без Бога, потому как отрицание Бога всегда соседствует и с отрицанием бесов, как естественная необходимость.

Для нашей духовной жизни важно понять, откуда мы терпим ущерб. Да, во многом виновата наша природа, зараженная грехом, виноваты многие поколения безбожия, наше воспитание, советское или материалистическое, как сейчас, образование, всякие комплексы и ложные убеждения, суеверия и неправильные представления о Боге и о себе самом. Но нужно помнить, что враг нашего спасения все-таки не мы с вами — мы, если искренно захотим, с помощью Божией, можем худо-бедно двигаться по направлению к Богу. Но не зря Господь, обучая Своих учеников молитве, помимо всего, учил молиться и словами «избави нас от лукавого».

Прежде всего мы должны помнить, что в нас действует три воли — божественная, наша собственная и бесовская. Происходит это посредством мыслей, возбуждаемых чувств, движений и желаний. По преимуществу, если человек нормальный, он преисполнен своей волей, но если он не ведет добродетельной, духовной жизни, если он не молится, то его воля бывает подчинена бесовской. Если человек ведет духовную жизнь, то божественные прикосновения к его сердцу происходят чаще, чем у обычных людей. В миру эти вразумления от Бога называют по-разному, но в основном все эти характеристики сводятся к тому, что люди называют совестью.

Преподобный Антоний напоминает нам, что у нас идет постоянная серьезная война в бесами именно сначала на уровне мыслей (помыслов, если быть точным). Наша брань, как известно всем христианам, не с условиями этого мира, это не какая-то политическая программа борьбы со злом, эта война идет внутри нашего сердца, на которое всегда будет претендовать враг нашего спасения, потому что человек, посредством призыва Божьего, пытается взойти туда, откуда пали бесы. Святой Антоний напоминает нам, что их много в окружающем нас воздухе. Это может быть сказано слишком мистично для современного человека, знакомого с голливудскими фильмами ужасов, но мы еще не раз убедимся, что пресловутые «ужастики» — просто детский лепет по сравнению с тем, что победил Господь Своим Воскресением. И это касается каждого из нас.

Человек не только должен занять чью-то сторону, но и вести борьбу. В духовной жизни статика невозможна. Духовную жизнь можно уподобить поездке в гору на двухколесном взрослом велосипеде, когда ты вынужден активно крутить педали, а если остановишься, то покатишься вниз или же свалишься на бок. Необходимо постоянное усилие, иначе ты начинаешь терпеть ущерб. Это жизнь. Движение это жизнь, статика это смерть. Это известно не только нашему сердцу, но и уму, памяти, мускулам, костям и, конечно же, нашему духу. И во всей этой картине бесы «не далеко от нас». Преподобный заверяет нас, что между ними есть «великая разность», различие. Вот как раз здесь и появляется необходимость научения искусству духовной брани, чему и посвящено Добротолюбие.

Но хотелось бы предостеречь всех нас от того, чтобы не концентрироваться на борьбе с бесами, а все-таки заботиться о том, чтобы жить со Христом. Потому что иногда получается так, что человек настолько часто помнит о бесах, что напрочь забывает про Бога. Это тоже бесовская уловка.

Мы еще не раз встретим в Добротолюбии понятие о так называемом срединном, золотом, царском, как говорят некоторые из отцов, пути. Если коротко, то это о том, чтобы во всем знать меру. Я не встречал нигде больше такого трепетного отношения к чувству меры, как среди Святых отцов, хотя многим может показаться, что учение о духовной жизни это сплошной фанатизм и зацикленность на ином мире. Нет, и еще раз нет. Нормальная духовная жизнь — это пример самой адекватной вменяемости и реального воззрения на мир. И нам просто нужно понять, что чтобы обладать этим воззрением, нужно помнить и о бесах в том числе. Что они есть, что они разнятся между собой, что христианин должен обладать навыком так называемого «различения духов». Но не более того. Не нужно заниматься демонологией, надо просто знать их козни и противостоять им с помощью Божией.

Здесь еще одна проблема есть, о которой многие часто забывают: Господь явил Себя миру и основал Свою Церковь для духовного спасения людей. Так скажем — все, что относится к Церкви — Библия, иконопись, жития святых и прочее — это все создано для одной единственной цели — для спасения бессмертной человеческой души. Не нужно ждать от христианства чего-то еще. Не надо воспринимать Библию как учебник по физике или астрономии, не нужно думать, что Книга Бытия — это научный труд о сотворении мира или что жития святых — это академические усилия профессиональных историков, ну и так далее. У Церкви одно единственное предназначение — это спасение человека в перспективе вечности. От этого много производных, европейская культура, языки, обычаи, традиции всякие, но главное в Церкви — духовная составляющая. Не стоит этого забывать никогда.

      

Расписание богослужений
в Борисоглебском храме

©2022 Православный ответ | Design: Newspaperly WordPress Theme