Святитель Феофан Затворник, который перевел Добротолюбие с греческого на русский, во введении напоминает нам, что сокровенная в Господе христианская жизнь дана каждому в его меру. Это очень интересная мысль, остужающая горячие головы: у тебя своя мера и ты призван стяжать благодать Святого Духа, стремится по зову своей совести делать больше для спасения своей бессмертной души.
Каждый из нас всё прекрасно о себе знает. В чём он грешит чаще пред Богом, какие страсти его порабощают, за что он будет судим. Читая Добротолюбие, мы расширяем границы этого познания. Больше узнаем себя, вместе с тем познаем и милость Божию к нам. Чем больше вспоминает человек о деле своего духовного спасения и чем чаще обращает внимание на свое духовное здоровье, тем в более полной мере он становится христианином.
Каждого из нас захватывает мир своей суетой и материализмом. К примеру, для меня, как священника, самые легкие дни – в смысле легкости оставаться в христианском мировоззрении, хотеть молиться, хотеть быть с Богом, именно ХОТЕТЬ САМОМУ – это дни, в которые я служу Литургию и когда в этот же день вечером нужно совершать богослужение. Господь тогда держит в логике христианской повседневности. В дисциплине. В распорядке дня христианина, где обязательно присутствует молитва, воздержание, какое-то богомыслие, в свою меру, на сколько способен каждый из нас.
Нам нужно стремиться умножать такие дни – держать себя в логике христианского мировоззрения. И чтение Добротолюбия возвращает нас в эту христианскую реальность. Будем стараться почаще окунаться с головой в логику Святых Отцов, это неминуемо будет менять нас, делать более счастливыми, свободными от своих страстей, комплексов, неврозов и страхов – от всего того, что склоняет, приземляет, делает материалистами. “Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы” (Мф.11:28), – говорит наш Христос. Процесс этого возвращения к своему Творцу и делает нас, в полном смысле этого слова, людьми.