В сегодняшнем евангельском зачале воскресного дня мы видели два образа молитвы – Иаира и женщины, болящей кровотечением. Иаир говорил с Господом при всех, явно. Женщина молилась в сердце своём, тайно. И оба получают просимое. Два образа молитвы, один результат.
Интересные подробности мы обнаруживаем у толкователей относительно Иаира и Вероники (именно так звали ту женщину с кровотечением, которая впоследствии от язычества обратилась к христианству и даже сподобилась принять мученическую смерть за Христа, но это всё будет потом, а сейчас она благодарит Господа за исцеление).
Иаир был начальником синагоги, но мало верил в исцеление своей дочери, и когда Господь увидел это, Он, посмотрите как деликатно и с какой любовью к страдающему маловерному отцу, укрепляет его веру. Сначала Он делает это через вопрошание в толпе о том, кто прикоснулся к Нему, и при сомневающемся Иаире обнаруживается женщина, свидетельствующая о чуде своего исцеления.
А потом ещё Господь не даёт ответить Иаиру на ужасную новость от встретивших его друзей, что его дочь умерла и укрепляет его, говоря, что девица не умерла, но спит и что Он идёт разбудить её. Какое удивительное милосердие и любовь Божия! Какая деликатность Бога! Ведь родитель готов поверить в любое чудо и обстоятельство, лишь бы не коснулась его любимого дитя какая беда и уж тем более смерть (а евангелист Лука со скрупулезностью хорошего врача отмечает, что это была единственная дочь Иаира). “Твоя дочь умерла, не беспокой Учителя” – “Нет, не умерла, но спит!”. Господь даже не дал ответить Иаиру! “Стой, молчи, не реагируй, только веруй и произойдет чудо воскресения!”.
И вот молитва кровоточивой женщины…
Святитель Феофан Затворник, объясняя этот отрывок Евангелия, между прочим, произносит такие слова: “Говорят иногда: “молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится”. Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана”.
Неотказываемая молитва…
Это применимо больше к той кровоточивой женщине, которая сначала мыслями прикоснулась к Господу, своей верой, своим сердцем прикоснулась, а уж потом и рукой коснулась воскрилию риз Его (толковники говорят, что это были кисти иудейской одежды Христа, такие кисти евреи носят до сих пор в своей традиционной одежде).
Господь так устроил, что мы живём в чувственном мире и должны средствами чувственного мира общаться друг с другом и с Господом. У нас есть святая вода, иконы, просфоры, крестное знамение, Таинства, при совершении которых используются вода, вино, масло, хлеб. Нам необходим чувственный мир для общения с миром духовным, потому что мы принадлежим обоим этим мирам.
И через чувственное прикосновение она получает нечувственную духовную силу.
Ещё интересная мысль толковников о том, что Господь как бы принудительно расстаётся с благодатью исцеления, где вера женщины как-бы принуждает Бога совершить чудо исцеления. Господь оборачивается и вопрошает, КТО Его прикоснулся… “Что Ты, Учитель, – говорит, не выдержав, Пётр, – Ты стоишь в толпе, в окружении людей, и спрашиваешь, кто Тебя прикоснулся?!”. Может это вопрошание нужно было самой Веронике? И Господь укрепляет потом её: “Иди с миром!”. Как утверждает святитель Иоанн Златоуст, Господь смотрел вокруг Себя и вопрошал о том, кто же Его коснулся для того, чтобы помочь женщине не стать похитительницей дара и впоследствии не страдать от своей совести, и ещё чтобы показать, что напрасно она думала спрятаться, и чтобы показать Своё всеведение и, наконец, чтобы укрепить веру Иаира.
Постараемся подражать Господу в этом благоговейном отношении к другому человеку, в этой деликатности и уважении, будем стараться бережно относиться друг к другу, ведь у каждого идёт своя духовная война, свои победы и поражения, свои молитвы и свои отношения с Господом и с людьми.