Святые отцы понимали, что близость к Господу, духовное здравие — это не просто какая-то абстракция, а жизнь с Богом — это и есть самая настоящая жизнь. Господь нас создал для вечности. Это потом пришло все остальное и доходит сейчас до того, что люди живут так, как-будто Бога и нет совсем. И чтобы сформировать правильное отношение ко всему, что нас удаляет от Бога, Святые отцы рекомендуют не просто отворачиваться как-то от греха и безбожной жизни, от плоти и материализма, а именно все, что мешает нам быть ближе к Богу возненавидеть ненавистью.
Не больше, не меньше.
Казалось бы, ненависть в любых своих проявлениях это грех, который приводит к негативным эмоциям и всяким отрицательным последствиям, но нет. Гнев нам дан Богом как природное свойство нашей души. Господь дал нам гнев чтобы мы гневались этим гневом на грех. И когда мы гневаемся на что-то другое (на обстоятельства жизни, на людей или даже на Самого Бога), то это извращение нашей природы.
Возненавидеть грех. Не грешных людей, а грех.
Это важно различать. Иначе мы превратимся в каких-то несносных пуритан с вечно поджатыми губами, недовольными физиономиями и вечно осуждающими всех и вся в этом мире. Совсем нет. Христиане православные и отличаются здравым отношением к миру именно потому, что не должны занимать оценочную позицию судьи. Мы сами все подсудные. Нужно ненавидеть грех — в себе, в людях, в мире, но людей возлюбить как самого себя, потому что себя мы любим по умолчанию…
Если человек потрудится над собой и возненавидит всё, противное Господу, то со временем Бог наградит его пламенным желанием угождать во всем Христу. Это приведет к подавлению мучающих его страстей и вечно сопротивляющегося нашему спасению собственного нашего греховного разумения — наших преставлений о том, как нам поступать в тех или иных обстоятельствах.
Господь есть Личность, и если мы хотим угодить Личностному Богу, то должны некоторым образом, а может быть даже и самым кардинальным образом, менять свои точки зрения на то или иное в нашей жизни, будь то наше мировоззрение, представление о жизни, любви, верности, семье, достатке, дружбе, здоровье, болезни, смерти и вечной жизни за гробом.
Но пока мы не возненавидели все, противное воле Божией и Его заповедям, мы остаемся врагами Богу. Эту вражду трудно за собой признать, но когда у человека открываются глаза и он ВИДИТ себя противником Богу, то тогда он призывается каждый день своей жизни делать выбор между Богом и теми грехами, которые он так возлюбил, а не возненавидел.
Если мы не возлюбили Евангелие (а трудно возлюбить то, чего не знаешь), если не услаждается ум наш от писаний Святых Отцов, если не восхищают нас жития святых и не стремимся мы вкусить сладость от богослужебных смыслов, одним словом, если для нас христианство — это только прибежище во время скорбей, мы можем даже исповедоваться и регулярно причащаться, быть членом приходской общины, но если в нас нет любви к христианству, если мы не живем им, если мы не церковные люди до мозга костей, если мы не Христовы, то мы остаемся врагами Божиими. Человеку сложно это осознать, но если посмотреть на опыт своей жизни, на нашу приверженность греху, на наше услаждение грехом, то понятно, что нельзя любить Бога и одновременно творить такое.
Сказать себе «я не люблю Бога» у человека язык не поворачивается. И вот тут начинается тогда лукавство, появляются всякие хитрости и сделки с совестью. «Надо причаститься? Надо! Но чуток попозже…», «Надо правило прочитать! Надо! Но я сегодня так устал!», «Ты должен промолчать сейчас во имя Христа! Должен, но ведь они тогда ничего не поймут про меня…», «Подай Христа ради этому нуждающемуся! Подам обязательно, а вдруг он пропьет…».
Почему так происходит? Потому что мы мало задумываемся о том, какая нас ждет награда. Для нас жизнь вечная, Царство Небесное — это какие-то абстракции, какая-то сказка, которая «нас в этой жизни не прокормит». «Надо же ногами по земле ходить!».
«Это все красиво, конечно, но мне пора идти…».
Многие ведь так и Самого Христа слушали и уходили… Вот она — любовь и не любовь. Когда человек любит кого-то, ОН ЖИВЁТ ИМ. Постоянно. А не раз в конце недели. Он собеседует ему в своем непрекращающемся мыслительном процессе, он думает о нем, мечтает о встрече, грустит о расставании и мучается, когда нет диалога. Молитва должна появляться как потребность, как избавление от боли расставания. И если человек возлюбит ТАК Христа, по-настоящему, реально, делами своими, мыслями, тогда и грех он возненавидит, как ненавидит человек все, что разлучает его с его любовью.