Когда человек хочет стать лучше, ему важно знать, какое самое главное препятствие на пути исправления себя он имеет. И люди часто усложняют всё и вся, в поисках универсального ответа на этот вопрос. Однако он есть, этот ответ – причина всего зла в мире и в нас самих – это гордыня.
Именно наша гордость является причиной существования всего зла в мире. Гордыня стала причиной падения ангелов из небесного чина в преисподнюю. Гордыня послужила причиной падения прародителей в Раю. Гордость стала причиной первого убийства. И так далее, вплоть до всех войн и бед, всех страданий человеческих и не только – от гордости людской страдает и весь мир, природа и экология.
Гордость – это та проблема, которую нужно решать всем нам по отношению к самим себе, а не к окружающим. Как только человек начинает пытаться исправлять гордость в других, тут же сам начинает грешить. А как только человек сам начинает искать смирения, тут же множество его проблем решаются сами собой.
Сатана после своего падения лишен возможности творчества, ибо творить – это свойство Бога, а сатана лишен всякого богоподобия. Поэтому и диавол нас искушает гордостью сначала, а потом уже всем остальным, как следствие, потому что сам пал гордостью. Ничего нового придумать он не в силах, потому что все мысли его – хаос и зло.
И потом еще среди таких универсальных проблем на пути к совершенству, к Богу, можно назвать ненависть к окружающим нас ближним и дальним, потому что Господь сказал, что любящий Бога должен любить и ближнего, а если ближнего не смог возлюбить, тот как и Бога возлюбит? Именно поэтому сатана сеет между всеми нами постоянные раздоры и беспокойства, гнев и ненависть, обиды и всякое зло между людьми.
И над всем этим царит самомнение. Мнить о себе как о личности, которая что-то имеет в себе ценного – причина отсутствия смирения, мира в душе, и отсюда всякий грех. Если человек начнет видеть в себе недостатки, обвиняя себя в них, свою злую волю, а достоинства приписывать единственно милосердию Божию, то быстро человек обретёт мир в душе, молитву и способность к любви.