Если человек страдает от приступов гнева, первое, что он должен знать, чтобы начать освобождаться от этой пагубной страсти, так это то, что зло не может существовать само по себе. Зло не имеет бытия. Но также нужно помнить и о том, что зло в нашем мире предельно персонифицировано. Искушающий нас на агрессивность сатана — это личность. Когда человек решается, что называется, отпустить себя, когда перестает себя контролировать в гневе — это победа зла в диалоге человека с сатаной, когда зло побеждает человека, подчиняет его своей воле. Это нужно иметь в виду прежде всего.
Таким образом, зло в этом мире имеет свое лицо. Если об этом забывать, то любая борьба со злом в самом себе закончится ничем, будь то зависимость от гнева, алкоголя, наркотиков или привычки обвинять других. И тогда мы имеем перед собой необходимость обращения к Сверхличности — к Богу, Который не является источником зла, ибо Бог есть Любовь. Зная, что у зла есть лицо, только так можно раскрыть все его уловки в мире.
Другой важный момент — многие считают проявление агрессии вполне естественным состоянием человека. Это настоящее достижение сатаны. Под этим убеждением творится много зла, главное из которого — распятие Сына Божия. Ведь сделали это очень религиозные люди в своем “праведном гневе”. Ведь действительно, необходимость агрессии часто прячется под разными масками — религии, справедливости, достижении добрых целей любого вида. «Добро должно быть с кулаками», — даже так говорят. Это выражение не так уж и плохо, но чтобы принять его, необходимо знать и жить грамотной духовной жизнью, чтобы получить дар различения духов хотя бы в себе, а это уже уровень жизни совсем иной, чем тот, которым живет большинство людей.
Когда мы говорим об опасности гнева и агрессии, то помимо всех последствий, к которым приводит эта привычка, следует назвать разрушение духовной жизни.
От гнева страдает прежде всего молитва. Святые отцы Церкви называют гнев орудием разрушения молитвы со стороны бесов. Если только собираемся мы помолиться или уже хорошо помолились, то лукавые бесы искушают нас гневом, потому что если человек гневается, то он не может молиться. От него отнимается вследствие гнева благодать Божия, тут же отходят от него достигнутые им вследствие молитвенного труда мир и тишина.
Если же человек не может молиться, то его греховная привычка к агрессии и раздражительности начинает не просто посещать его изредка, а он уже начинает жить под игом своего гнева, раздражительности и агрессии. Отсутствие благодати и эмоции приводят к страданию и болезням, потери времени, друзей и достижений в жизни. Гнев святые отцы Церкви часто называют малым беснованием.
Разбирая страсть гнева по наследию святых отцов Церкви, будем стараться их советы привносить в свою жизнь, нужна практика применения навыков борьбы с грехами — со всеми, не только с гневом.
Страсть, зло и грех не имеют бытия, это патология, паразитирующая на добром творении Божьем. То же самое и с гневом — нам дана эта способность души, яростное ее начало, чтобы мы гневались на грех, но когда грех все-таки вошёл в нашу природу через грехопадение прародителей, то и наше яростное начало стало греховным. На грех мы редко гневаемся, а больше на ближних, на обстоятельства жизни и порой даже на Самого нашего Творца. Это смертельная патология, губящая нашу бессмертную душу, которая была изначально призвана к соединению с Богом, а не к вражде с Ним.
Как же бороться с гневом? Через упражнение в противоположной этой страсти добродетели — через кротость и любовь. Вот почему так страшен гнев, могущий превратить человека в беса — противоестественный человеческий гнев есть полная противоположность любви. Гнев делает невозможной любовь и молитву, разрушая отношения человека с Богом и ближними, а потом и самого человека через болезни, вызванные гневливостью.
Святые отцы Церкви учат, что душа человеческая имеет три начала: разумное, яростное и желательное. Два последних (яростное и желательное) образуют в нас то, что мы называем душой и она у нас такая же, как и у животных. Разумное же начало уподобляет нас Богу, и именно разумное начало блокируется в моменты вспышек гнева. То есть, проще говоря, человек в моменты гнева перестает быть разумным существом. В юриспруденции такие состояния называются состоянием аффекта, в Церкви же встречается такое словосочетание как «малое беснование».
Человек в моменты гнева выполняет волю бесов и часто делает это помимо своей собственной воли, будь она в тот момент разумна. Но поскольку она в период гнева бывает помрачена желательным началом души («я хочу справедливости», «хочу, чтобы он понял», «не желаю так жить» и т.п.) и подавлена яростным началом (невыразимое словами состояние повышенного раздражения психики, желание действия, энергия на совершение действия), то разум отходит на второй план (а чаще и на сто второй).
Такие деструктивные метаморфозы происходят в человеке вследствие его поврежденности грехом. Изначально же, по замыслу Господа, желательное и яростное начала нам были даны для совершения добрых дел (без желания что-либо сделать невозможно что-либо сделать, не так ли?). Гнев был дан человеческой природе для сопротивления греху. Праведный гнев — это гнев на грех, а не на ближнего, обстоятельства жизни или даже Самого Бога. Ибо бывает и такое, что человек может гневаться и на своего Создателя — настолько изменил человеческую природу грех.