Часто можно услышать совет, что, мол, не только людей надо прощать за их проступки, но и себя надо за многое простить и жить станет легче. Жить-то легче может быть и станет, но если речь идет о содеянных грехах, то чтобы их больше не повторять, нужно в уме содержать без подробностей горечь о содеянном, чтобы она вела не к унынию и воспоминанию о самом грехе, а к полезным выводам и исправлению жизни. Человеку, сокрушающемуся по своим прежним ошибкам, помогает Сам Господь, поддерживает его и делает все таким образом, что человек становится защищенным от всякого зла.
Почему так часто Церковь напоминает нам через Свои молитвословия и богослужебные тексты, что мы грешники? Потому что это помятование о греховности отдаляет нас от желания греха, напоминает нам о смертельной опасности действий по греховной страсти.
Господь прощает нам наши грехи, но мы их себе прощать не должны.
Нужно помнить о том, что нам прощены грехи, верить в милосердие Божие, но не забывать о нашем прощенном долге. Если человек забудет проявленное к нему милосердие, то скоро вернется к тому, что составляло его вину.
И это же чувство прощенности перед Богом должно заставлять нас быть снисходительными к своим ближним, потому что Един Судия и Господь, а мы все подсудные. Не мы должны судить, но нас всех судит Господь и судит милосердно, отыскивая в нас смягчающие нашу вину обстоятельства. Будем же подражать Богу в Его милосердии, ибо за это и сами будем помилованы.
Грехи нам прощает Господь, но каяться в них мы не должны переставать до самого конца нашей жизни.