Что значит святоотеческое выражение «престаёт в человеке царство греха»? Это то значит, когда человек противостает не только греху, но и помышлению о нем, когда даже сама мысль о грехе повергает его в негодование, в праведный гнев на себя и свою греховность, когда грех мучит человека и человек искренно просит помощи от Господа. Это начало пути исправления, впереди которого много испытаний и слез покаяния, отчаяния и радости — потому что Бог помогает таким, искренно желающим своего исправления.
Невозможно на пути к Богу обойтись без испытаний. Они нас пугают, наше малодушие повергает нас в отчаяние и трепет, потому что мы хотим пройти жизненный путь без потрясений и трагедий, без горестей и бед, но Царство Божие наследуют только с усилием.
Господь открывает Себя только чистым, а очищение предполагает скорбь. Золото очищается не в воде, а в огне. Да, у каждого своя «точка кипения», но для каждого она по своему предельна. И Господь милостив, Он всегда рядом, Он любит нас любовью, которой невозможно уподобить ничто в этом мире, и Он всегда готов помочь, поддержать, ободрить и простить. Не будем унывать на этом пути. «Нет у нас пути унывать», — как говорил преподобный Серафим Саровский.
«Когда престает в человеке царство греха, тогда является душе Бог и очищает ее вместе с телом. Если же царство греха живет в теле, то не может человек видеть Бога, ибо душа его находится в теле и не имеет места в ней свет, который есть видение Бога. Давид говорит: «во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). Что же это за свет, в котором видит человек свет? Это тот свет, о коем упоминает Господь наш Иисус Христос в Евангелии, – т. е. чтоб весь человек был светел, и не было в нем ни одной части темной (Лук. 11, 36). Господь также сказал: «никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти» (Мф. 11, 27). Сын же не открывает Отца Своего сынам тьмы, но тем, кои пребывают во свете и суть сыны света, коих очи сердечные просветил Он познанием заповедей». Добротолюбие. Наставления св. Антония, п.47.