Для поддержания своей духовной жизни человек стремится подражать Христу и известным образам людей святой жизни – персонажам Ветхого и Нового Заветов, святым последующих веков. Упорядочивать свою жизнь размышлениями на духовные темы, уметь читать окружающие обстоятельства своей жизни, что называется, “между строк” – что нам хочет сообщить Господь о нас самих, какие дать нам жизненные вразумления и испытания. Не ослабевать в усилиях к торможению своего мыслительного процесса, когда он развивается в сторону похоти, раздражительности, гордыни и всякого греха.
Христианину нужно уметь брать паузу, размышлять на духовные темы. Для таких размышлений у него должно быть свое место – какая-то лавочка в парке, либо стол в библиотеке, тропинка в лесу или что-то такое, где бы он имел возможность оставаться один, молиться и размышлять.
Проводя такую жизнь, человек начинает понимать, что он легче достигает успеха в достижении благодати Божией, когда соблюдает пост и часто посещает богослужения в храме, когда приступает к таинствам и совершает добрые дела. Чем больше смиряется плоть, тем явственнее мы видим волю Божию, тем легче следуем ей. Это закон жизни в Боге, где необходимость и польза от ограничения плоти становится неоспоримой.
Хочешь достигнуть чистоты – ты сможешь это сделать только через воздержание.
Другого пути нет, поскольку если не подчинять свое тело духу, то неминуемо дух подчиниться телу. Это приводит к жизни плотского человека, что есть погибели – где часты психические болезни, депрессии, раздражительность, своеволие, эгоизм и прочие пагубные страсти.
Человек, хранящий себя от греха, не будет позволять себе смотреть на искушающие его вещи и лица, не будет слушать того, что приводит ко греху осуждения, злобы, зависти и другому. Не станет поспешно произносить лишних слов, но все свое поведение будет вымерять испытанием себя – Угодно ли это Богу?
И это порождает постоянное предстояние перед Господом в молитве и внимании к себе.