Перейти к содержимому

Православный ответ

священноинок Лука (Кузьмин), личный блог

Меню
  • Главная
  • Ответы
  • Статьи
  • Проповеди
  • Добротолюбие
  • Библиотека
  • Контакты
Меню

Что такое подвижничество

Опубликовано в 2024-09-192025-04-26 от admin

Для поддержания своей духовной жизни человек стремится подражать Христу и известным людям святой жизни — персонажам Ветхого и Нового Заветов, святым последующих веков. Старается упорядочивать свою жизнь размышлениями на духовные темы. Учится читать окружающие обстоятельства своей жизни, что называется, «между строк» — что нам хочет сообщить Господь о нас самих, какие дать нам жизненные вразумления и испытания. Старается не ослабевать в остановке своих мыслей, когда они развиваются в сторону похоти, раздражительности, гордыни и всякого греха.

Среди всего этого христианину нужно уметь брать паузу, размышлять на духовные темы. Для таких размышлений у него должно быть свое место — банально какая-то лавочка в парке, либо стол в библиотеке, тропинка в лесу или что-то такое, где бы он имел возможность оставаться один, молиться и размышлять.

Проводя такую жизнь, человек начинает понимать, что он легче достигает успеха в достижении благодати Божией, когда соблюдает пост и часто посещает богослужения в храме, когда приступает к таинствам и совершает добрые дела. Чем больше смиряется плоть, тем явственнее мы видим волю Божию, тем легче следуем ей. Это закон жизни в Боге, где необходимость и польза от ограничения плоти становятся неоспоримыми.

Хочешь достигнуть чистоты — ты сможешь это сделать только через воздержание.

Другого пути нет, поскольку если не подчинять свое тело духу, то неминуемо дух подчиниться телу. Это приводит к жизни плотского человека, то есть к погибели — где часты психические болезни, депрессии, раздражительность, своеволие, эгоизм и прочие пагубные страсти.

Человек, хранящий себя от греха, не будет позволять себе смотреть на искушающие его вещи и лица, не будет слушать того, что приводит к греху осуждения, злобы, зависти и другому. Не станет поспешно произносить лишних слов, но все свое поведение будет вымерять испытанием себя — Угодно ли это Богу?

И это порождает постоянное предстояние перед Господом в молитве и внимании к себе, что и есть подвижничество.

«Возлюбивший жизнь духовную должен подражать чистоте и воздержности Иосифа; должен начать упорядочивать себя созерцанием и вооружаться против всех худых похотей, сильных поддержкой хитрого врага, говоря о нем словами Иова: «се убо крепость его на чреслех его, сила же его на пупе чрева» (Гл. 40, 11). Почему всякий подвизающийся и вооружающийся против сих плотских похотей, кои обычно возбуждаются излишней пищей и питьем, должен препоясать чресла свои строгим воздержанием, чтоб устоять в чистоте. Пишется, что Ангел, боровшийся с Иаковом, сжал крепко жилу стегна его, отчего увяла и ослабла плоть его, и он назван Израилем, т.е. видящим Бога (Быт. 32, 25. 32). Равным образом и нам надобно увядшим сделать тело свое для того, чтоб умертвить и погасить похоть. Ибо увядание плоти дает нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты. Душа бывает крепка, когда тело измождено. Итак, утончим тела свои, чтоб иметь силу держать себя в порядке; ибо если мы поработим тело, и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут чрез умерщвление плоти. Тогда просветится душа и сделается храмом Богу. Кто старается быть чистым во всех членах своих, тот истинно духовный подвижник. И он-то есть обучивший все чувства свои, и не позволяющий им властвовать над собою, но сдерживающий их и подклоняющий под иго Господне великой чистотой. Он не позволяет очам своим видеть что-либо худое, или взирать с вожделением на жен; не позволяет ушам своим слушать пересуды, или диавольские советы и влагаемые диаволом помыслы; на уста свои налагает печать и языку своему не дает воли говорить пустые речи; руки свои простирает он к деланию прекрасных дел милосердия и вспомоществования; ноги его скоры на исполнение слов Господа: «аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два» (Мф, 5, 41); чрево свое и перси держит он так, чтоб из-за них не пасть и не начать ползать по земле, подобно змию, ползающему на чреве и персях своих. Таков, братья, образ жизни подвижника». Добротолюбие. Наставления св. Антония, п.50.

       
©2025 Православный ответ | Дизайн: Газетная тема WordPress