Духовная жизнь немыслима без уединения. Победа Христа над диаволом в пустыне, преображение Господне на горе, явление Неопалимой Купины Моисею, видение Петру о нескверной пище и многие другие случаи богообщения — все это было возможно только в состоянии уединения.
Бесы борят нас через людей, особенно через тех, кто не ведет духовной борьбы и по причине этого все свои мысли принимает за чистую монету — то есть как за свои собственные.
Руководимые врагом нашего спасения, многие люди стали пособниками чужих искушений. Они творят волю бесовскую, часто воспринимая ее за свою. Часто и мы увлекаемся бесовской волей, полагая, что то или иное наше действие — это наш собственный выбор, но это часто далеко не так.
Чтобы настроить орган своей души на волну Христовой воли, настроиться на волю Божию, нужно нам уединение.
Частная, домашняя молитва, когда мы наедине предстоим перед Богом, настраивает нас на правильное чувствование воли Божией, но при обязательном недоверии самому себе, дабы не впасть в прелесть, что есть погибель.
«Всякий желающий быть истинно-духовным подвижником, должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтоб быть и телом, и сердцем, и умом вне смятения и круговращения людского; ибо где люди, там и смятение. Господь наш показал нам образец удаления от людей и уединения, когда один особо восходил на гору для молитвы. В пустыне также победил Он и диавола, дерзнувшего вступить с Ним в борьбу. Конечно, Он не был бессилен победить его и среди многолюдства; но Он сделал так, чтобы научить нас, что в уединении и безмолвии удобнее можем мы победить врага и достигнуть совершенства. Также славы Своей Господь не показал ученикам Своим среди людей, но возвел на гору, и там показал им славу Свою. Иоанн Предтеча также был в пустыне до дня явления своего Израилю. В мире врагу удобнее теснить нас своими орудиями и внешними и внутренними; там привлекая к себе некоторых людей, как пособников и подручников, ему послушных, он при посредстве их ведет брань против верных: какая-нибудь женщина бесстыжая бывает у него очень сильным оружием, широко распростирая обольстительные сети свои. Иезекииль, когда видел четырех животных, которые имели по четыре лица, и все показывали славу Божию, не был в городе, или селении, но вне, – на поле: ибо Бог говорил ему: «изыди на поле и увидишь славу Мою» (Иез. 3, 22). И вообще такого рода видения и откровения не иначе показываемы были святым, как на горах и в пустынях. Пророк Иеремия также, зная как угодно Богу уединение, сказал: «благо есть мужу, егди возмет ярем в юности своей, сядет наедине и умолкнет» (Плач Иерем. 3, 27. 28). Он же опять, хорошо зная, как много вреда человеческие молвы приносят тем, кои хотят угодить Богу, не удержался, чтоб не сказать: «кто даст мне в пустыни виталище последнее, и оставлю люди моя и отыду от них?» (Иерем. 9, 2). Также и Илия Пророк сподобился получать пищу от Ангелов; а это было не среди толпы народной, не в городе, или в селе, а в пустыне. Все сие и подобное, бывшее со святыми, написано для убеждения нас подражать тем, кои любили уединение, потому что оно и нас может привести к Господу. Почему старайтесь утвердиться в нем, как должно, чтоб оно привело вас к видению Бога, которое есть самое духовное созерцание». Добротолюбие. Наставления св. Антония, п.51.