Господь нашу жизнь устроил таким образом, чтобы нас испытывал диавол всякими своими ухищрениями — для нашего опыта в духовной борьбе. Часто эти бесовские искушения приходят к нам под видом добра — какого-то якобы угодного Богу дела, но на поверку часто оказывается так, что Богу это не угодно, а только нашему эгоизму и самомнению. Здесь важно не доверять себе, проявляя смирение, которое проявляется в осознании необходимости помощи Божией.
Необходимо противиться, противостоять диаволу, распознавая его козни. Свой яд он обычно скрывает под видом чего-то хорошего, полезного, необходимого, нужного или приятного. Делает он это для того, чтобы не быть узнанным, однако на самом деле все им предлагаемое — прямо противоположное тому, что он ложно рисует. Все оказывается ядом, приводящим к страданию, болезням, переживаниям, скорби и смерти.
Делается это им для того, чтобы мы его ложь воспринимали за истину. На это направлено все его искусство, потому что он противится всякой душе, старающейся работать Господу. И если человек один раз ошибется, второй, третий, то потом угасает в нем огонь божественной благодати, в которой заключается вся наша сила.
Особенно же берет нас враг через желание покоя тела и все, что с этим связано. Если же увидит враг, что не имеет он успеха, то отступает и тогда приходит к человеку тишина, безмятежность и благодать. Тогда все труды человек делает с радостью, переносит спокойно все скорби, и любое лишение для него — приобретение.
Так человек становится неутомимым в делах Божиих, в послушаниях, молитве, богослужении и всяком деле во славу Божию. И тогда отходит от человека страх, кроме страха согрешить, и водворяется покой. Радость Господня прибывает с таким день и ночь, оживляет его разум, питает его, и тогда человек становится причастен Небу еще здесь, на земле до своей смерти, которая тоже становится для него приобретением.
«Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, – которые, однако ж, на деле совсем не то суть, – чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине, которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу. Многие и разные влагает он страсти в душу, для погашения в ней Божественного огня, в котором вся сила; особенно же берет покоем тела и тем, что с этим соединено. Когда же увидит, наконец, что всего подобного остерегаются и ничего не принимают от него, и никакой не подают надежды, чтоб когда-нибудь послушали его, – отступает от них со стыдом. Тогда вселяется в них Дух Божий. Когда же вселится в них Дух Божий, то дает им покойными быть, или покой вкушать во всех делах их, и сладким соделывает для них несение ига Божия, как написано в Евангелии: «обрящете покой душам вашим» (Матф. 11, 29), хотя они взяли и несут иго Его на себе. Тогда становятся они неутомимыми, как в опытах добродетели, так и в исполнении послушания и в ночных бдениях; не гневаются при человеческих напраслинах, и не боятся никого, ни человека, ни зверя, ни духа: потому что радость Господня с ними пребывает день и ночь, оживляет их разум и питает их. Этою радостью возрастает душа, и является годной на все, или совершенною, и ею восходит на небо». Добротолюбие. Наставления св. Антония, п.53.