Господь нашу жизнь устроил таким образом, чтобы нас испытывал диавол всякими своими ухищрениями – для нашего опыта в духовной борьбе. Часто эти бесовские искушения приходят к нам под видом добра – какого-то якобы угодного Богу дела, но на поверку часто оказывается так, что Богу это не угодно, а только нашему эгоизму и самомнению. Здесь важно не доверять себе, проявляя смирение – которое проявляется в осознании необходимости помощи Божией.
Необходимо противиться, противостоять диаволу, распознавая его козни. Свой яд он обычно скрывает под видом чего-то хорошего, полезного, необходимого, нужного или приятного. Делает он это для того, чтобы не быть узнанным, однако на самом деле все им предлагаемое – прямо противоположное тому, что он ложно рисует. Все оказывается ядом, приводящим к страданию, болезням, переживаниям, скорби и смерти.
Делается это им для того, чтобы мы его ложь воспринимали бы за истину. На это направлено все его искусство, потому что он противится всякой душе, старающейся работать Господу. И если человек один раз ошибется, второй, третий, то потом угасает в нем огонь божественной благодати, в которой заключается вся наша сила.
Особенно же берет нас враг через желание покоя тела и все, что с этим связано. Если же увидит враг, что не имеет он успеха, то отступает и тогда приходит к человеку тишина, безмятежность и благодать. Тогда все труды человек делает с радостью, переносит спокойно все скорби, и любое лишение для него – приобретение.
Так человек становится неутомимым в делах Божиих, в послушаниях, молитве, богослужении и всяком деле во славу Божию. И тогда отходит от человека страх, кроме страха согрешить, и водворяется покой. Радость Господня прибывает с таким день и ночь, оживляет его разум, питает его, и тогда человек становится причастен Небу еще здесь, на земле до своей смерти, которая тоже становится для него приобретением.